Какую программу лучше выбрать: ERP или CRM?
В каких случаях целесообразно использовать CRM, а в каких — ERP? Давайте разберемся в нюансах этих продуктов ИТ-отрасли, сравним их возможности и функционал.
СRM
Любой предприниматель спустя некоторое время после запуска бизнеса понимает: для того, чтобы управлять компанией, необходима «умная программа». Однако какая? Есть ли отличия CRM от ERP? В действительности названные продукты преследуют единую цель. Это автоматизация и оптимизация бизнес-процессов. Тем не менее инструментарий и текущие задачи у них отличаются.
CRM помогает не только хранить, но и систематизировать информацию о сделках, а также о самих заказчиках. Актуальные данные — в удобных карточках, где пользователь может увидеть такие разделы, как покупки, имена клиентов, договоры и так далее. По хронологии осуществляется хранение информации о ранних контактах с заказчиками. Система предполагает даже записи звонков и сохранение писем.
CRM позволяет автоматизировать процессы. Она служит специалисту верным помощником на всех стадиях продажи: создает документы в соответствии с шаблоном, напоминает сделать звонок клиенту, выставляет счета, формирует отчеты по аналитике, отправляет смс-сообщения клиентам, обеспечивает постановку задач и — что немаловажно — контролирует их реализацию.
Благодаря этой программе у администратора Дианы не получится не направить коммерческое предложение, а у специалиста по продажам Анжелики — забыть нюансы диалога с заказчиком, номер его телефона. У генерального директора Дмитрия не будет необходимости тратить многочисленные часы на сведение отчетной документации и держать в голове внушительный объем информации.
Основной целью CRM служит построение диалога с клиентом так, чтобы реализовывать ему продукт быстрее, как можно чаще и в максимальном количестве.
ERP: от учета на складе до логистики
Решение ERP применяется для грамотного планирования ресурсного потенциала компании. Система обеспечивает хранение, обработку данных, а также отвечает за ведение единой их базы в компании. Программа синхронизирует деятельность каждого из подразделений или департаментов, например, цехов, складов, которые незаменимы в производстве, отдела логистики, бухгалтерского департамента, рекламного отдела и так далее. ERP отвечает за создание единого пространства, которым пользуются все сотрудники компании. Информация включается в сервис лишь однажды, после чего превращается в доступную для каждого из работников, если нет ограничений, граничащих с вопросом конфиденциальности.
Например, менеджер Костя вносит в информационную базу определенный заказ. Его сразу же видит специалист Анна в проектном подразделении и приемщик Матвей, который трудится на производстве. О необходимости оплаты заказа тут же узнает бухгалтерский отдел, а директор получает возможность моментально оценить динамику реализации продукта по онлайн-отчетности.
Ключевой целью этой системы является контроль над ресурсами предприятия и превращение отдельных его составляющих в целостный механизм.
Что выбрать?
Вам необходим первый вариант, если основным подразделением в офисе являются продажи. Его можно «прокачать», то есть увеличить эффективность, обеспечить систематизацию и автоматизацию процессов. Вы нуждаетесь в этой программе, если ваша каждодневная деятельность предполагает использование электронных писем, звонков, если вы постоянно организовываете встречи и все время думаете, каким образом отыскать новых клиентов и сделать их постоянными. В РФ CRM чаще всего внедряется в торговле оптом, в сфере туризма и других услуг. То есть там, где важно заполучить лояльность, построить с заказчиком долгосрочные отношения.
Если вам необходимо наладить деятельность компании в целом, то следует выбрать ERP. Данный IT-продукт полезен, если в основу ваших интересов заложена работа складских помещений и производственных цехов. Здесь подразделение логистики должно функционировать с максимальным эффектом, а вы должны принимать решения, когда и что именно следует выпустить, закупку какого сырья осуществить и по какой стоимости отгрузить готовый продукт заказчику.
Кстати, рост объема выпускаемого продукта после включения в работу предприятия данной программы составляет порядка 15%. Несомненно, это внушающий доверие показатель. На территории России ERP используют в торговой отрасли, строительной сфере, машиностроении, а также в химической промышленности. Это реальный шанс сделать бизнес еще более прибыльным.