Нечеловеческий интеллект, или Вся правда о роботах в бухгалтерии

Роботы уже среди нас. Как роботизация бизнес-процессов влияет на работу рядового бухгалтера? Этот кейс — реальная история из жизни компании “Авиант”. Прочитав его, вы поймете, что сегодня можно строить бизнес принципиально по-другому. Предприниматели, которые уловили этот момент, идут на шаг впереди своих конкурентов. С каждым годом их оборот увеличивается в разы. Их секрет — замена человеческого интеллекта искусственным.
Мы не говорим о том, что место человека полноценно занял робот. Скорее, он забрал часть функционала и помог сократить расходы на бухгалтерию.
Что сделали мы и несколько других лидеров рынка?
Удивительно, но получать информацию и заносить ее в учетную систему робот может без участия человека. Он автоматически считывает информацию из банка и загружает ее в учетную систему 1С.
Допустим, нам заплатили 100 рублей. С управленческой точки зрения деньги нужно к чему-то привязать, например, к заказу или счету. В чем важность этого шага? Благодаря привязке менеджер по продажам быстро узнает, что деньги от клиента поступили и можно совершать отгрузку. Мы спрограммировали такую возможность и сегодня разбираем платежи автоматически.
Иногда деньги нужно отнести на конкретные статьи движения денежных средств. Так, собственник по итоговым суммам сможет посмотреть, куда тратятся его денежные средства. Исходящие платежи: часть — на аренду, часть — на маркетинг, часть — на развитие и прочее.
Рутинную работу — роботу!
Мы забрали у бухгалтера часть рутинной работы и передали ее роботу. В рамках конкретной задачи за специалистом остался только контроль, ведь машина может сломаться. Наши сотрудники — живые люди. Поэтому могут возникать ситуации, к которым робот не готов.
Из 100 платежей 99 он разобрал, а один — не смог. Почему такое развитие событий не исключено? Например, неграмотный менеджер принял платеж от клиента с карты на карту. Робот не знает, что делать в этой ситуации: деньги никак не подписаны. Он выдает уведомление, говорит: “Я не разобрал одно поступление, разберите его самостоятельно”. Получается, бухгалтер нужен. Но из 100 операций он делает лишь одну. Остальные 99 совершает робот.
Есть мыслить более глобально и говорить про “правильных” роботов, с высокой степенью вероятности они будут уведомлять как об успехах, так и по факту неуспешных операций. Каждый собственник определяет сам, что он хочет получить. Кто-то желает каждое утро видеть сообщение: “Все выписки успешно загружены. Вы стали богаче на 100 миллионов”. Другие хотят получать уведомление раз в месяц, когда что-то пошло не так. Хорошие роботы должны это уметь.
Арман Жалгосбай: “У меня отобрали немного хлеба, но что поделать? Прогресс!”
Мы задали несколько вопросов главному бухгалтеру компании Арману Жалгосбаю , где он поделился своими впечатлениями, прокомментировал, как изменился его рабочий день и функционал. Наверняка, вам будет интересно оценить результаты автоматизации бизнес-процессов с практической точки зрения.
— Арман, какие у вас ощущения, что изменилось?
Алгоритм моей работы до автоматизации:
- Утром захожу в Клиент-банк.
- Выгружаю оттуда выписки.
- Открываю базу “Комплексная автоматизация”.
- Загружаю туда выписки.
- Проверяю и провожу.
Теперь все эти операции совершает робот. Он подключается к Банку, скачивает оттуда выписки, загружает их в бухгалтерию. Далее он переносит эти выписки в “Комплексную автоматизацию”. При этом разносит платежи по статьям движения денежных средств, а также привязывает их к определенным заказам, которые формируются менеджерами отдела продаж заранее. То есть на основании информации о контрагенте и номера счета, указанного в назначении платежа, программа идентифицирует заказ и привязывает его к определенному платежу.
А что, так можно было?
К сожалению, в России тема автоматизации бухгалтерского учета работает тяжело. Причины:
- Не все банки дают такую возможность.
- Есть специалисты, которые не мыслят по-новому. Именно поэтому помочь своим заказчикам они не могут. Проще сказать, что это сложно или даже невозможно.
- Сопротивление менталитета. Люди не фантазируют так широко. Если бы все собственники мыслили по-новому, волевыми усилиями они добились бы результата. Они не знают, что так можно. А наша аудитория про таких людей: “Можно, не сложно”.
Все делается внутри 1С, в нашем случае, внутри блока CRM в 1С Комплексная автоматизация.
Наверняка, этот кейс был полезен для вас и развеял сомнения относительно внедрения автоматизации в работу бухгалтерского отдела. Остались вопросы? Мы готовы ответить на каждый из них в комментариях.