Нужна ли современному бизнесу стратегия развития?
Сегодня, к сожалению, о всевозможных стратегиях негативные беседы ведут те, кто никогда их не разрабатывал. Одна и основных претензий к бизнес-стратегии — использование классических инструментов, что было актуально много лет назад, однако якобы непригодно сегодня. В действительности это не так!
Современный мир развивается, перемены — неизбежны. Однако, по сравнению с далекими временами, они предсказуемы. Естественно, предусмотреть валютный кризис, случившийся в конце 2014 года, было нереально. Тем не менее это единичный случай. Мир становится все более сложным, однако глобальным как в технологическом, так и в информационном ключе. К примеру, мы имеем возможность пользоваться сотнями и даже тысячами бесплатных источников данных. Они позволяют сформировать представление о технологических и потребительских трендах. Вывод: раньше предсказать что-либо было в разы сложнее, чем сейчас. Тем более, у предпринимателей сегодня есть возможность автоматизировать свой бизнес для уверенности в завтрашнем дне, контроля над ситуацией и стабильного роста основных экономических показателей.
Сформировать долгосрочную и краткосрочную стратегию бизнеса — значит взять его в свои руки, почувствовать ответственность. Так или иначе для достижения достойных показателей план необходим. Целесообразно разобрать понятие стратегии для того, чтобы полноценно понимать, насколько оно широкое и в каких составляющих современный бизнес не нуждается. Сегодня известно два варианта разработки стратегии:
- Проанализировать макросреду (экономику на локальном и мировом уровне, основные экономические, политические и социальные показатели) и спрогнозировать изменения на 3-5 лет вперед.
- Проанализировать микросреду (конкурентов, потребителей, площадки), после чего спрогнозировать изменения на 3-5 лет вперед. Инструментами анализа в данном случае выступают обзоры структур отрасли, маркетинговые исследования и так далее.
Помимо этого, важен внутренний анализ, то есть выявление сильных и слабых сторон компании. Кстати, верной помощницей здесь окажется автоматизация бизнеса, ведь благодаря ей руководство может владеть не только агрегированными показателями, но и информацией о работе каждого сотрудника в отдельности. Значит, директор запросто выявит, кто работает усердно, кого нужно уволить и, главное, почему в деятельности компании имеются те или иные отклонения.
Для разработки стратегии бизнеса нужно учитывать показатели деятельности структуры за последние годы. Здесь важно найти успешные и не очень успешные проекты, произвести анализ, в результате которого выявить факторы успеха. Необходимо отыскать наиболее грамотное сочетание сильные сторон предприятия и внешних возможностей (в этом поможет SWOT-анализ). Конечно же, победителем окажется компания, умеющая применять свои преимущества там, где нужно.
В результате ряда действий, описанных выше, формируются долгосрочные цели развития, как правило, на три года. После этого составляются планы (бюджетные, финансовые, планы мероприятий и так далее), выполнение которых и приведет к ожидаемому результату.