Как предупредить корпоративное мошенничество?

Во всём мире ежегодно происходят истории, связанные с корпоративным воровством. В том числе внутри российских компаний совершаются кражи, приводящие к финансовым убыткам. Страна занимает первую позицию в международном рейтинге по уровню корпоративного мошенничества. Стоимость отдельного преступления с каждым годом растёт.
К мошенничеству относятся лишь умышленные действия. Иногда сотрудник, к примеру, раскрывает данные неосознанно. Это считается утечкой информации, а не мошенничеством. Поэтому важно отличать категории.
Тем не менее официальная статистика и оценки экспертов соответствующей области подтверждают, что убытки российских предприятий, вызванные деяниями сотрудников, составляют до 90% от всех убытков. Из этого можно сделать вывод, что последствия мошенничества на предприятиях нелогично сравнивать, например, с факторами кризиса.
Факторы мошенничества
В каждой компании есть те или иные предпосылки для распространения мошенничества. Наиболее популярными из них являются следующие:
- Отсутствует структура и грамотно сформированная система взаимодействия подразделений корпорации.
- Отсутствует возможность ограничить доступ к информации.
- Отсутствует учёт материальных активов и товарной продукции.
- В технологии процессов производства имеются функциональные разрывы.
- Отсутствует формализация взаимодействия топ-менеджмента.
- Отсутствует система подбора персонала и дальнейшей его проверки.
- Есть сотрудники, владеющие коммерческой тайной, однако не контролируемые отделом безопасности.
- Отсутствует мотивация персонала. У сотрудников нет стимула работать.
- Отсутствует возможность бесплатно повышать квалификацию.
- Отсутствует система, контролирующая выполнение профессиональных задач.
- Субъективные факторы.
Мотивация мошенников
Проанализировав ключевые мотивы корпоративных краж, западные специалисты убедились в том, что мотивация действий недобросовестных сотрудников сводится к обычной геометрической фигуре. Вершины треугольника формируют систему мотивации:
Возможность всегда предполагает, что на предприятии есть определённые условия, способствующие совершению преступлений. Приведём несколько примеров:
- Топ-менеджмент не контролирует работу подчинённых.
- Не производится контроль качества продукта или услуги. Итог — наличие количественных результатов, однако потеря конкурентных преимуществ по причине низкого качества продукции или услуг.
- Отсутствует производственная дисциплина.
- Сотрудники предоставляют руководству недостоверную информацию.
- Работники относятся равнодушно к стратегии развития, общим целям и задачам.
- Отсутствуют ревизии и аудит. Не организуются инвентаризации и не контролируются лица, которые являются материально ответственными.
Давление обстоятельств — как внешних, так и внутренних — побуждает человека совершить корпоративное преступление. К примеру, финансовыми обстоятельствами могут стать большие долги, существенные материальные потери или участие в рискованных махинациях с деньгами.
К самооправданию относят вербальные формулы. Они позволяют мошеннику успокоить свою совесть. Например, “в компании меня не ценят”, “я заслуживаю большего”, “все сотрудники так делают”, “я постараюсь вернуть деньги сразу же, как смогу это сделать”, “компания и так должна мне денег” и прочее.
Как противодействовать?
Мы не будем рассказывать о том, как выявить факт мошеннического действия, ведь выгоднее его предупредить. Именно поэтому мы раскроем вам общий алгоритм противодействия. Естественно, для каждой компании этот алгоритм свой, однако базируется он на одних и тех же принципах.
Итак, чтобы нивелировать неправомерные действия персонала, нужно учитывать представленный выше треугольник мошенничества. Важно организовывать превентивные мероприятия и обращать внимание на поведение сотрудников. Вы должны знать их потребности, интересы, моральную составляющую и психическое состояние. В жизнь коллектива нужно внедрять мероприятия, которые формируют корпоративную лояльность.
Нужно иметь в виду, что развитие современных технологий и прогрессивные перемены, происходящие в обществе, предоставляют недобросовестным людям широкие возможности. Они позволяют инициировать новые методики обмана. Это важно учитывать в корпоративной структуре. Следует включать в работу превентивные механизмы и следить за профессиональным уровнем сотрудников отдела безопасности.
Предупредить совершение мошеннических действий легче всего в компаниях нового поколения. Автоматизированный бизнес — это прозрачный бизнес. Только при условии автоматизации процессов топ-менеджмент может видеть реальную картину бизнеса: реальные цифры, отчёты, факты. Соответственно, любое нарушение легко выявить. Сотрудники знают об этом и, соответственно, не рискуют. В результате бизнес остаётся безубыточным.