Как выжить в кризис? Ищите возможности, а не причины
Каждая компания когда-либо переживала кризис. Участники рынка должны понимать, что изменениям к лучшему всегда сопутствуют испытания. Грамотные предприниматели успешно пользуются этими преградами, чтобы выйти на новый уровень. Как развивать бизнес, куда инвестировать и на что обращать внимание в первую очередь?
Давайте представим
Вообразите вашу компанию живым организмом, который развивается и преодолевает многочисленные болезни роста. Кризисы — неизбежная составляющая нашей жизни, непременная фаза ее цикла. Однако практически от любой болезни есть таблетка. Предпринимателю важно не упустить момент и успеть “подлечить” компанию сразу же, как была обнаружена первая симптоматика.
Выясним, какие существуют кризисы
- Кризис успеха. В такой ситуации общее состояние дел и фактические показатели существенно отличаются от ожидаемых результатов в отрицательную сторону. К примеру, вы замечаете, что рентабельность бизнеса, продажи уже не те, а прибыль значительно уменьшилась.
- Кризис ликвидности. Данный кризис предполагает потерю платежеспособности. Бизнес терпит фиаско. Компанию нужно реанимировать, и для этого важно провести меры первой необходимости.
- Кризис стратегии. Что означает ослабление иммунитета бизнеса. Собственнику положение дел может казаться нормальным, удовлетворительным, однако он замечает сбои в развитии и умеренное снижение конкурентоспособности.
Рекомендация от “Авиант”: замените слово “кризис” на словосочетание “новые возможности” или “особенная ситуация”. Даже при самом негативном раскладе можно увидеть позитивную составляющую.
Действуйте!
Банальный, но самый эффективный шаг — предпринимать то, чего не предпринимали ранее. Раньше вы могли долгое время анализировать рынок, повышать конкурентные преимущества своего продукта, то есть искать шансы во внешней среде. Сейчас важно обратить внимание на внутренние проблемы организации. Что вам поможет?
- Делайте ставку на персонал. Поддерживайте связь не только с руководителями подразделений, но и с другими специалистами. Пусть даже никто из них не предоставит вам интересные идеи и возможные выходы из ситуации. Благодаря этому общению вы поймете, куда и как двигаться дальше, определите новые цели и пересмотрите уже существующие траектории.
- Не прекращайте рекламировать продукт. Зачастую руководители предприятий совершают такую ошибку, как сокращение бюджета на рекламные цели в кризисные времена. Интересно, к чему может привести такая политика? Клиенты забудут о вас, потеряют из поля зрения и, соответственно, уйдут к конкурентам. Альтернативный, но действенный способ решить вопрос — перераспределить рекламный бюджет. Инвестируйте больше лишь в эффективные инструменты рекламы.
- Привлекайте деньги. Вспомните, какие активы есть у вашей компании, какие из них можно продать. Это может быть недвижимое имущество, оборудование, авто и так далее. Попытайтесь использовать активы в качестве возможности погасить долги. Например, пустующее помещение можно сдавать в аренду.
- Ранее автоматизированный бизнес. Однако не следует внедрять автоматизацию в момент подъема или спада. Если вы автоматизировали бизнес, когда ситуация была стабильной, то сегодня он прозрачный. Вы управляете оцифрованным бизнесом, что позволяет находить ошибки и разрабатывать наиболее эффективные пути их устранения.
Универсальных методик по выходу из кризисных ситуаций не существует. Однако важно реагировать на положение дел исходя из нюансов менеджмента и наличия внутренних ресурсов. Практика показывает, что работу по антикризисному регулированию необходимо планировать независимо от того, на какой стадии развития находится компания.
Открывайте для своего бизнеса новые возможности, легко преодолевайте сложности и всегда оставайтесь на плаву!