Исследование: автоматизация бизнеса – неизбежный прогресс или мимолетный тренд?
Сегодня число российских предпринимателей, которые приняли решение автоматизировать свой бизнес, стремительно растет. С чем это связано, выяснили специалисты исследовательского центра международной компании «Авиант», лидера рынка автоматизации и роботизации.
Вопрос автоматизации охватил предельно широкую публику, однако далеко не все люди понимают значение термина, вошедшего в моду не так давно. Это замена инструмента более совершенным, ручного труда — машинным. Под автоматизированной принято понимать систему управления компанией с использованием специального программного обеспечения. Причем новые принципы в управленческую систему структуры здесь не вводятся. За счет того, что система менеджмента заменяет ручной труд машинным, повышается эффективность. Однако автоматизировать можно лишь то, что уже работает.
В наше время автоматизация превратилась в тренд, к которому стремятся предприниматели. Это можно легко объяснить: после безуспешных попыток делегирования они желают получить «супер-систему» и, соответственно, навсегда справиться с проблемой «человеческого фактора». Автоматизированная система предполагает наличие четких правил, соблюдая которые, сотрудники не думают, а просто следуют им. Причем результаты работы оценивает тоже специальная программа.
Каков результат автоматизации?
Он измеряется с точки зрения выполнения той или иной функции. Например, у сотрудника была определенная задача: он звонил по клиентской базе, предлагал продукт или услугу, заносил данные в программу, перезванивал и так далее. То есть здесь человек играл роль администратора.
Благодаря автоматизации пользователь самостоятельно заходит в личный кабинет и заносит необходимые данные. Они подлежат обработке, на основании которой робот отсылает предложение, сформированное специально для этого человека. В цепочке отсутствует менеджер, значит эффективность работы измеряется количеством сотрудников, которых можно исключить из процесса. Сначала задачу реализуют 15 человек, на выходе — 5 или 0.
Высвобождается и временной ресурс. Допустим, ранее сотрудник сам выставлял счета (печать, сканирование, отправка скан-копии клиенту). Процесс был автоматизирован: добавили функцию в программу, сделали шаблон счета и создали кнопку «отправить клиенту». Так, менеджер, нажимая на одну кнопку, больше не тратит время на сканер, создание электронного письма и т.д. За счет высвобождения времени он может обслуживать не 10 клиентов за день, а 100.
Идея интересна, однако далеко не во всех сферах полная роботизация является эффективной. К примеру, функционал топ-менеджеров автоматизировать невозможно.
Перспективы для бизнеса
Российские предприниматели только начинают движение в правильном направлении. Они знают: перед тем как автоматизировать процессы, протекающие в бизнесе, нужно систематизировать деятельность компании. Если крупные структуры имеют ресурсы для этого, то средний и малый бизнес зачастую находится в хаосе, который нет смысла автоматизировать: отсутствует технология, отработанная последовательность действий, совершаемых в процессе работы.
Именно поэтому существуют определенные ступени автоматизации: платформенная, реальная, интеллектуальная, функциональная и автоматизация Big Data. По результатам диагностики бизнеса можно выяснить, какой уровень подходит для определенной компании.
Сегодня на рынке конкурируют по-разному автоматизированные компании. В условиях реального мира это приемлемо. Однако уже через 3 года ожидается масштабная автоматизация и роботизация. То есть предприятия, деятельность которых не автоматизирована, функционировать перестанут: их поглотят другие структуры, идущие в ногу со временем.