Маркировка обуви 2020
Всего лишь 3,5 месяца! Да, именно за это время магазины должны подготовиться к функционированию в новых условиях, продиктованных 2020 годом. С 1 марта вводится обязательная маркировка обуви. В связи с этим у людей возникает множество вопросов, на которые мы и ответим.
Нововведение коснётся производителей обувной продукции, её оптовых и розничных продавцов, логистов и импортёров. Вопрос серьёзный, так как изменятся бизнес-процессы, составляющие основу любого проекта.
Зачем она нужна?
Это масштабный и вполне логичный проект, который сделает экономику прозрачной для государства. В соответствии с оценками экспертов 22 млрд рублей налоговых выплат не доходят до бюджетов разных уровней. Происходит это по причине недобросовестной «игры». Теперь серые игроки не смогут удерживать свои позиции на рынке, ведь маркировка 2020 — это гарантия легальности.
На каждую единицу товара будет проставляться специальный код DataMatrix. Его сканирование поможет убедиться заинтересованным лицам в легальности товара. Государство, в свою очередь, сможет увидеть ведь процесс движения обуви: от производства и до поступления конечному потребителю.
Впервые практика маркировки коснулась табачной продукции. Постепенно она распространяется в отношении всех товаров, которые производятся в стране.
Когда?
Маркировка обувной продукции стартовала 01.07.2019. Уже тогда участники системы могли пройти регистрацию на ресурсе «Честный знак» (далее — «ЧЗ»). С 01.10.2019 по 01.03.2020 проходит добровольная маркировка товара. Для этого производители продукта и посредники используют специальные системы, состоящие из регистраторов эмиссии и платформ, которые применяются для управления заказами. Делается это бесплатно. С 01.03.2020 маркировка станет обязательной для прохождения процедурой, причём до таможенного процесса, что касается импортёров.
В организации процесса технически помогает электронный документооборот и система «ЧЗ».
Пункты розничной торговли имеют право покупать у поставщиков и реализовывать исключительно маркированный товар. Его приёмка должна осуществляться с использованием УПД (универсал. передаточного документа). Информация о фактах приёмки-передачи будет направляться в «ЧЗ».
Все это предполагает переход на эл. документооборот. Вопрос касается всех участвующих в процессе: от производителей и до продавцов комиссионных точек торговли.
Важный момент: собственник обязуется промаркировать остатки продукции на складе, которые не успеет реализовать до 01.03.2020. Проведение маркировки товарного продукта, закупленного до указанной даты, но полученного позднее, планируется до 01.04.2020.
Что такое код Data Matrix и в чем его ключевая особенность?
Код хранит уникальные данные о продукте:
- Международный код товара, состоящий из 14 знаков и именуемый Global Trade Item Number.
- Серийный номер, состоящий из 13 знаков, который разрабатывается системным оператором или участником оборота продукта.
- Проверочный ключ, состоящий из 4 знаков.
- Проверочный ключ (88 знаков)
22×22 мм — это наименьший из возможных размеров кода. Причём разрешение должно быть 200 dpi. Специалисты, которые уже столкнулись с маркировкой табачной продукции, рекомендуют печать кодов максимально возможного размера: так легче работать со сканером.
Какой продукт маркировать не нужно?
Маркировке не подлежат:
- Товары временного хранения.
- Образцы продукта.
- Используемые в официальных целях товары.
- Конфискованный продукт.
- Производимые на вывод в ЕЭС товары.
- Тот продукт, который ввозится людьми для использования в личном хозяйстве.
- При реализации в магазинах duty free.
- При таможенном транзите.
Как поступим, если обувь производится по заказу в одном экземпляре?
Продукт, изготовленный по договору, в т.ч. если закупка осуществлялась по 44-ФЗ, маркировке не подлежит. Однако при оформлении закупки продукт маркировать необходимо, о чем подробнее расскажем в последующих главах.
Каким образом маркировать остатки продукции?
Здесь актуальна упрощённая процедура, которая осуществляется через ЛК системы «ЧЗ». Алгоритм действий следующий:
- Регистрация в ЛК ресурса.
- Просмотр и подписание УКЭП (усиленная квалиф. эл. подпись) четырёх договорных соглашений с ЦРПТ.
- Описание товара в ЛК системы.
- Заказ кодов и их печать в «Системе управления заказами». Каждой единице товара соответствует свой код.
- Размещение созданных кодов на продукт (коробка, ярлык и обувь).
- Ввод их в оборот в ЛК системы.
- Обновление кассы. У неё должен быть 2D-сканер. Кроме того, она должна работать с реквизитом «Код товара».
Какие решения существуют еще?
Сегодня производители программного обеспечения в отношении бизнес-задач создают и свои решения. К примеру, для собственников терминалов «Эвотор» было разработано и в данный момент находится на стадии тестирования приложение, позволяющее маркировать остатки. В ЛК «Честный знак» будет возможность выгрузить номенклатуру, коды из кассы. Люди смогут распечатать данные на принтере, на ленте для чеков, а затем ввести их в оборот.
Ресурс позволит полноценно охарактеризовать продукт и учтёт даже такие нюансы, как цвет обуви, её подошва и подкладка. Это нужно для того, чтобы товарная продукция смотрелась красиво на прилавках магазинов. Кстати, приложение позволит также осуществить повторную маркировку в случае возврата продукта с кодом, который утерян.
Характеристика остатков товарной продукции по «упрощенке»
Здесь важно учесть следующие сведения:
- Разновидность продукта: для детей, для мужчин или для женщин.
- Два символа кода, которые стоят впереди.
- ИНН владельца.
- Страна производства (указывается, если это РФ).
Стоимость кода
На остатки обувной продукции предусмотрены коды, за которые платить не нужно. Для их получения необходимо указать задачу по характеристике остатков в «СУЗ». Ввод в оборот кодов разрешается до 01.03.2020. Стоимость кодов для новой товарной продукции — 0,5 руб. без НДС в соответствии с Постановлением Правительства № 577 от 08.05.2019.
Ограничения по «упрощенке»
Остатки продукции, которые уже промаркированы, подлежат реализации без ограничений по времени. Ранее поступало предложение сократить период актуальности «упрощённых» кодов, однако его не утвердили. Маркировать остатки должны как оптовые, так и розничные продавцы. По УПД маркированный продукт может реализовываться иным структурам.
Многие задаются вопросом, есть ли какой-то период введения обувной продукции в оборот после получения маркировочных кодов. 60 дней — это срок хранения заказанных кодов в ЗУЗе. Те коды, которые не использованы, подлежат списанию. Их лучше не задерживать на балансе собственника.
Печать кодов
ЛК «Честного знака» имеет раздел под названием «встроенные шаблоны этикеток». Каждый имеет право выбрать какой-то из них и распечатать. Здесь обязательным условием является наличие необходимого драйвера установки для печати.
Если на вашем на складе слишком много остатков, можно организовать печать этикеток в типографии. Функциональность некоторых касс предполагает их печать на ленте. Также весьма удобный способ справиться с задачей.
Подготовленные коды клеятся на коробку с продуктом или на ярлык с ценником, если на нем достаточно места. Не нужно наклеивать код непосредственно на обувь, так как возможно его стирание. Помните, что клиенты нередко возвращают обувь. Если код придёт в негодность, необходимо будет заплатить за него повторно и выпустить заново.
Характеристика продукта для присвоения кодов
Помимо «упрощенки», существует полноценная схема характеристики товара. Она применима для членов Ассоциации GS1. Такая регистрация применила именно для производителей обувной продукции и её импортёров. Розничным продавцам достаточно упрощённой схемы.
Стать членом названной ассоциации — значит заплатить 25 000. Участники процесса, которые прошли регистрацию в «ЧЗ» и реализуют маркированный продукт, заплатят лишь 3000.
Алгоритм действий следующий:
- Пройти регистрацию в ЛК «ЧЗ» и подписать бумаги с представителем маркировочной системы.
- Зарегистрироваться в Ассоциации ГС1 РУС.
- Заполнить сведения об остатках продукта на складе в ГС1 РУС.
В случае полной характеристики важно указать:
- Модель производителя.
- Страну, в которой произведён товар.
- Разновидность обувной продукции.
- Разновидность материала продукта, причём отдельно для верхней части обуви, подкладки и нижней составляющей.
- Товарное обозначение, если оно есть.
- ИНН производителя РФ и импортёра.
- Цвет обуви.
- Её размер в стандартном размерном ряду.
- Наименование, указанное на этикетке.
- 4 символа кода номенклатуры, стоящие впереди.
Всю эту информацию можно уточнить в накладных бумагах.
За день сведения, которые загружены на ресурс Ассоциации поступают в «ЧЗ». После этого можно получить маркировочные коды, подготовить их в печатной форме и наклеить для введения в оборот.
Как реализовывать маркированный продукт до 01.03.2020?
Для этого нужно:
- Обновить кассу, чтобы она была пригодна для чтения кодов маркировки.
- Заключить специальное соглашение с ОФД, который передаёт чеки в «ЧЗ».
Если касса не связана с ОФД, то торговая точка розничного типа имеет право самостоятельно передавать информацию о выводе товарной продукции в оборот, однако не позже 30 дней со дня реализации.
До 01.03.2020 продукт с маркировкой разрешается продавать по старым правилам.
Как работать дальше Интернет-ресурсам?
В случае дистанционной реализации продукта необходимо оформление выбытия не позже 3 дней после отгрузки. Выбытие оформляется вместе с передачей обуви курьерам. Также курьер может сканировать маркировочных код во время реализации товара клиенту.
Электронный документооборот — это обязательно?
С 01.03.2020 поставки продукта должны сопровождаться накладной, оформленной в электронном виде. Это означает, что все участники оборота обязуются осуществить переход на ЭДО. Между различными системами планируется создание роуминга.
Оборудование для маркировки в магазине розницы
Розничные структуры должны организовать:
- УКЭП — усиленную квалиф. эл. Подпись на руководителя структуры, если её нет. Получение сертификата возможно в центре удостоверения. Стоит он примерно 1500-5000 руб. Стоимость ежегодного продления варьируется от 1000 до 1500 руб. Здесь нужно СКЗИ. Это средство криптограф. защиты информации, устройство, шифрующее документы и генерирующее эл. подпись. Оно зачастую включается в стоимость УКЭП, однако иногда оплачивается и дополнительно.
- Принтер для печати этикеток. Его стоимость составляет примерно 9000-15000 руб. Можно ограничиться и офисным принтером, если его функциональность позволяет решить задачу.
- 2D-сканер кода. Он должен поддерживать чтение Data Matrix. Стоимость сканера варьируется от 3500 до 10 000 рублей.
- Обновление программного обеспечения. Стоимость — 5000-6000 руб. ежегодно.
- ЭДО. Входящая документация здесь бесплатна. За отправку 100 бумаг разные системы предусматривают оплату от 900 до 3000 руб. Целесообразно подключение системы, которую использует сам поставщик.
Можно ли остаться на ЕНВД или патенте?
Это невозможно. Структуры розничной торговли больше не смогут применять эти налоговые режимы в соответствии с 325-ФЗ от 29.08.2019. Предпринимателям разрешается использовать упрощённую систему уплаты налогов.
Что делать розничным торговым точкам уже сегодня?
Алгоритм действий следующий:
- Получить УКЭП.
- Пройти регистрацию в «ЧЗ».
- Приобрести 2D-сканер. Можно также проверить имеющийся на предмет чтения Data Matrix, специальных кодов. Делается это в «ЧЗ».
- Определиться с вариантом роуминга. До 01.03.2020 создатели ЭДО будут работать над ними.
- Поставить ОФД задачу по передаче чеков в «ЧЗ».
- Уточнить, надо ли обновлять ПО, у производителя кассового онлайн-аппарата. Когда это лучше сделать: прямо сейчас или 01.03.2020. Также можно узнать наличие приложений, с помощью которых можно промаркировать остатки товарной продукции на складе.
До конца 2020 участники рынка обуви будут прорабатывать бизнес-процессы, займутся тестированием программного обеспечения и выявлением слабых мест. Читайте новости у нас на сайте и приступайте к маркировке остатков как можно скорее. Желаем удачи!