5 моментов, мешающих росту вашего бизнеса

Как известно, компания «Авиант» функционирует с 2002 года. Период немаленький, в связи с чем генеральному директору периодически поступают письма с самыми разными вопросами. Последний для нас показался весьма интересным. Именно поэтому руководитель решил дать предельно развернутый на него ответ. Итак, что же может помешать росту вашего бизнеса?
Во-первых, следует помнить о том, что основным препятствием здесь является сам собственник, особенно на ранних стадиях, пока бизнес не достиг определенных размеров. Начинающему бизнесмену обычно кажется, что он непременно сможет заработать больше, однако параллельно упускается ряд сопутствующих моментов. Дело в том, что в большинстве случаев фактически это не так. Как правило, на начальных стадиях развития владелец бизнеса зарабатывает очень мало и только впоследствии – больше. Так, у него появляется необходимость удерживать в голове две вещи: заработать и забрать деньги сегодня или же вложить средства в бизнес с целью его улучшения. Именно этот выбор является основным и весьма серьезным тормозом для бизнеса.
Стоит иметь ввиду, что путей решения столь нелегкой ситуации несколько. Во-первых, это привлечение инвестора. При таком раскладе в бизнесе участвует не один человек, а два: первый – управляет, второй – инвестирует свои деньги. В итоге задача делится пополам (первый – забирает денежные средства из бизнеса, второй – вкладывает). Важно отметить, что такой бизнес является более перспективным. Однако не следует забывать, что в данном случае потребность двух людей договариваться является ключевой. Помимо взаимного контакта, они договариваются со своими сотрудниками, что, конечно же, улучшает микроклимат компании.
Вторым решением представленной проблемы является формирование бюджетной модели бизнеса, которая однозначно ответит на вопрос владельца, сколько денег он может забирать безболезненно для развития и роста бизнеса. Важно знать, что на ранних стадиях любого проекта подобные модели исключены, ведь бизнес еще не структурирован. Данный вариант подходит для проектов, отличающихся устойчивой базой и работающих, как минимум, несколько лет. Кстати, сложность заключается не только в формировании модели, но и в ее принятии, потому что она всегда отличается от ожиданий человека, занимающегося бизнесом. Значит, ожидания: «Я буду зарабатывать миллионы», а реальность: «Я буду зарабатывать тысячи рублей».
Во-вторых, необходимо рассчитывать на то, что невозможно вырастить бизнес, если на определенных этапах не производить его фиксацию. Под фиксацией следует понимать некий уровень описаний и регламентаций процессов, входящих в бизнес (бизнес-процессов). Данная процедура является обязательной. Стоит отметить, что она не панацея – не нужно ждать, что описанные бизнес-процессы будут функционировать вечно. Однако их разработка позволяет закрепить большую часть участков и существенно снизить транзакционные издержки.
В-третьих, здорово тормозит бизнес отсутствие в нем прозрачной, четкой, доступной на всех уровнях организационной структуры. Следует дополнить, что организационная структура здесь выступает не только в роли описания подразделений, но и разграничивает права и полномочия, определяет, кто какие функции выполняет. Отсутствие данного инструмента обрекает бизнес на бесконечный поиск причинно-следственных связей как успешных, так и неуспешных решений. Локализировать главную причину успешности или не успешности невозможно. Именно здесь компании, как правило, пытаются внедрить автоматизацию, что, между прочим, еще больше усугубляет положение вещей. Почему? Все просто: автоматизация хаосом приводит лишь к автоматизированному хаосу.
В-четвертых, это отсутствие автоматизации. Важно знать, что на каждом этапе зрелости бизнеса действует свой набор инструментов автоматизации, соответствующий рекомендуемому уровню. Он и позволяет данному бизнесу развиваться. Несоответствие уровня автоматизации уровню бизнеса является гигантским тормозом в развитии и впоследствии причиной гибели бизнеса. Сегодня существует специальный набор инструментов, позволяющий продиагностировать соответствие автоматизации уровню развития компании. Таким образом, при выявлении расхождения стоит незамедлительно принять меры по устранению данного разрыва.
Итак, представленные выше причины в настоящее время являются самыми распространенными. Их очень легко заметить, ведь для этого не требуется прилагать колоссальных усилий или обладать высоким уровнем компетенции. Люди, читающие эту статью, так или иначе оглянутся на свой бизнес с целью проверить, нет ли в нем названных проблем. Если есть, то следует сформировать небольшой чек-лист и полномерно, методично решать эти задачи.
Пожалуй, есть еще одна, между прочим, самая страшная причина, из-за которой бизнес (даже при наличии решения всех выше описанных причин) расти не будет. Это не что иное, как отсутствие четко сформулированной и зафиксированной цели, для которой и строился бизнес. В большинстве случаев психология человека с легкостью отвечает на поставленный вопрос: наличие прибыли – именно такой аргумент встречается чаще всего. Он неоспорим. Однако когда человек пытается получить более четкое представление об этом слове, в большинстве случаев он не находит ответ на свой вопрос.
Отсюда, кстати, и появляются современные тенденции управления бизнесом финансистами, кассовые разрывы, закредитованность бизнеса, неспособность эффективно вкладывать деньги и так далее. Однако если цель проработана, четко описана, имеет отражение в социальной сфере, клиентской составляющей бизнеса, персонале, который работает в этом бизнесе, и разделяется всеми ключевыми руководителями, то эта цель не может остаться без стратегии, ясно сформулированного и описанного пути ее достижения.