Самозанятые в 1С
Понятие «самозанятый»
К самозанятым относятся граждане, которые получают финансовое вознаграждение за выполнение работы непосредственно от заказчика, не используя процедуры найма на предприятии. При оплате услуг таких граждан не используется трудовой договор. В большинстве случаев самозанятые не платят подоходный налог, т. к. не регистрируют свою деятельность и формально считаются безработными. По ситуации на 2020 год в России насчитывается более 20 млн фрилансеров, не зарегистрированных как ИП.
Чтобы легализовать деятельность самозанятого, в 2019 году разработан налог на профессиональный доход. С 1 января прошлого года действует пилотный проект в 4 регионах страны. С 2020 года планируется дополнительно распространить специальный режим еще в 19. В связи с этим возникает необходимость вести учет деятельности самозанятых.
Чтобы автоматизировать этот процесс, компания 1С разработала для самозанятых «Мой налог» – приложение, с помощью которого предприниматели могут передать чеки Федеральной налоговой службе в автоматическом режиме.
Уплачивать НПД обязаны граждане, которые осуществляют деятельность следующих видов:
- сдают жилую недвижимость в аренду;
- оказывают косметические услуги на дому;
- занимаются фотографированием и видеосъемкой на заказ;
- самостоятельно производят и продают продукцию;
- проводят праздничные и иные мероприятия;
- консультируют клиентов по юридическим вопросам;
- ведут бухгалтерскую деятельность;
- оказывают услуги по строительству и ремонту;
- берут заказы на удаленную работу на электронных биржах.
Если предприниматель перед тем, как использовать НПД, применял упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход или единый сельхозналог, необходимо в течение месяца уведомить орган налоговой службы в своем регионе.
Если используется патентная налоговая система, перейти на налог на профессиональную деятельность будет нельзя вплоть до истечения срока ПСН. Другие ограничения по применению спецрежима:
- использование трудового договора;
- оказание услуг посредника;
- реализация товаров с акцизными марками;
- общий доход предпринимателя превышает 2,4 миллиона рублей в месяц.
Рассмотрим, как интегрировать платформы «Бухгалтерия» и «Предприятие» с сервисом «Мой налог». Перечислим основные особенности учета в 1С самозанятых, какие проблемы могут возникать в процессе работы. Рассмотрим отдельно преимущества, которые дает использование 1С ИП, применяющим систему НПД.
«База данных 1С в облаке»?
Специалисты 1С ответят на любые вопросы
и помогут абсолютно бесплатно!
Интеграция с сервисом «Мой налог» в облаке
ИП, которые платят НПД, могут фиксировать информацию о доходах и формировать чеки для последующей передачи органу ФНС в своем регионе с помощью облака «1С:Предприятие через Интернет». Другой вариант – платформа «1С:БизнесСтарт». Самозанятые граждане, которые используют спецрежим налогообложения, могут формировать чеки и отправлять данные о доходах в автоматическом режиме.
Рассмотрим подробнее, как провести самозанятого в 1С. Чтобы подключиться к сервису «Мой налог», выполните следующие действия:
- Откройте облачный сервис одной из двух конфигураций («1С:Предприятие через Интернет» или «1С:БизнесСтарт»).
- В меню «Настройки» выберите пункт подключения к сервису «Мой налог».
- В разделе «Администрирование» перейдите в раздел «Настройки программы» и выберите пункт «Подключение к сервису «Мой налог».
- Выберите схему налогообложения. Нажмите «Налог на профессиональный доход» и выберите дату, с которой будет взиматься НДП.
Подтвердите свое желание подключиться к сервису.
После того как все этапы будут успешно пройдены, вы сможете передавать необходимые сведения в ИФНС и печатать чеки сразу после проведения той или иной финансовой операции.
В списке приложений, которые отображаются в личном кабинете, появится новое – «Чеки самозанятых». Оно отвечает за интеграцию платформы с сервисом.
Приложение бесплатное, но может работать только на платформе «БизнесСтарт», «Бухгалтерия или «Предприниматель» последних версий.
Пользователь получает возможность рассчитывать сумму налога и отправлять данные органу ФНС в своем регионе. Чтобы увидеть величину вычета, используйте интерфейс программы. Перейдите в раздел «Налоги» и выберите вкладку «Руководителю». Затем перейдите в раздел «Мониторинг налогов и отчетности». Другой вариант – выбрать пункт «Главное». Затем нужно перейти во вкладку «Список задач» и выбрать раздел «Задачи по НПД».
Особенности учета самозанятых в 1С
Обложение налогом на профессиональную деятельность происходит на основании данных, которые отражены в трех документах:
- Поступление наличных. В нем отражаются вид операции, вариант услуги, дата ее оказания, сумма финансового вознаграждения.
- Поступление на расчетный счет. Здесь указаны те же сведения, что и в предыдущем документе, а также наименование плательщика, номер договора, статья доходов, счет на оплату, назначение платежа.
- Операция по платежной карте. Для формирования документа следует выбрать вариант операции, вид и сумму оплаты. Кроме того, необходимо указать организацию, которой оказывалась услуга.
После интеграции с сервисом «Мой налог» по каждому доходу будет формироваться чек. При этом для расчета с самозанятыми не нужен кассовый аппарат. После формирования каждого документа вы можете пробить чек и передать его покупателю/заказчику в электронном или бумажном виде:
- распечатать на бумаге;
- отправить по имейл или в СМС-сообщении;
- дать считать QR-код.
Если чек пробит неправильно, вы можете аннулировать его и сформировать новый.
В том случае если предприниматель возвращает покупателю/заказчику сумму платежа, в налоговую необходимо передать аннулированный чек. Чтобы оформить возврат, нужно использовать один из трех документов:
- Выдача наличных. Формируется в том случае, если оплата производилась наличными.
- Списание с расчетного счета. Используется при перечислении средств на банковский счет.
- Операция по платежной карте. Документ нужен в том случае, если средства переводились на дебетовый пластик.
Если расчет с самозанятыми отменяется и чек аннулируется, изменяется и сумма налога. В отчете «Доходы НПД» отражается информация о всех доходах, которые получает гражданин. Сведения поступают из сервиса «Мой налог».
Сформировать отчет «Доходы НПД» самозанятый индивидуальный предприниматель может двумя способами:
- перейти в меню «Бухгалтерия» в раздел «Доходы НПД» (в простом интерфейсе);
- открыть меню «Отчеты для ИП» и перейти во вкладку «Доходы НПД» (в полном интерфейсе).
Таким образом, самозанятый в 1С получает возможность вести учет в автоматическом режиме. Но при использовании платформы нередко возникают проблемы, которые требуют оперативного решения.
Проблемы учета самозанятых в 1С
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается большая часть самозанятых при использовании 1С. К наиболее распространенным относятся следующие ошибки:
- Проблема с добавлением новых пользователей к общей информации (в том случае, если самозанятый гражданин работает в команде);
- Трудности с ручной настройкой безопасности базы;
- Падение производительности 1С;
- Сложности с настройкой удаленного доступа к информационной базе.
Каждая из этих проблем предполагает свой алгоритм решения.
Избежать ошибок или своевременно устранить возникшие проблемы могут те, кто хорошо знает сервис 1С и все нюансы его работы. К сожалению, большинство самозанятых, учет деятельности которых ведется по НПД, не имеют возможности тратить много времени на доскональное изучение программы. Чтобы избежать этих проблем и не допустить кассовых разрывов, многие предприниматели обращаются к услугам профессиональных компаний, которые предлагают техническое сопровождение предпринимателей.
Компания «Авиант» оказывает услуги по настройке и бесперебойному использованию сервиса 1С для самозанятых – учет всех финансовых операций осуществляется в автоматическом режиме и в случае технического сопровождения дает возможность правильно сформировать отчетные документы для налоговой.
«Управление производственным предприятием 8»?
Специалисты 1С ответят на любые вопросы
и помогут выбрать программу абсолютно бесплатно!
Какие преимущества получает самозанятый от использования 1С
Рассмотрим возможности интеграции и преимущества 1С для самозанятых.
Одно из главных преимуществ в условиях специального налогового режима – возможность заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица.
При использовании сервиса 1С гражданин получает следующие возможности:
- в любой момент увидеть остатки денежных средств на счетах и наличными;
- определить текущие задачи и точные сроки уплаты налогов;
- получить данные о банковских счетах и движении денежных средств;
- сформировать платежное поручение;
- проанализировать платежный календарь, чтобы не допустить кассовых разрывов;
- определить сумму и дату предстоящих платежей;
- сформировать отчет по поступлению и расходу денежных средств за определенный период времени;
- получить досье физического или юридического лица по ИНН. Эта опция дает возможность оценить риски сотрудничества, определить, как осуществлять в 1С расчеты с самозанятыми;
- формировать списки услуг и произведенной продукции с учетом цен для различных категорий покупателей;
- запланировать финансовые поступления и предстоящие платежи самозанятого;
- настроить автоматическое напоминание, если транзакции совершаются регулярно;
- сверить полученные данные с налоговой службой;
- сформировать финансовый отчет самозанятого с использованием документов дохода и расхода, таблицы проводок, осуществленных за расчетный период.
Если обобщить вышесказанное, самозанятый гражданин, который использует в работе облачные приложения «Бухгалтерия» и «БизнесСтарт», получает возможность бесплатно рассчитать и оплатить НПД. При этом ведется полноценный расчет с самозанятыми, включая остатки материала/товаров и структуру расходов.